14.07.2020

Рынок московской недвижимости учится офисной «гибкости»

По оценкам Cushman & Wakefield, общий объем сделок с офисной недвижимостью в Москве снизился в I полугодии 2020 года на 8% по сравнению с тем же периодом за 2019 год. Вместе с тем сегмент так называемых гибких, или сервисных, офисов может оказаться единственным выросшим к концу года на 50% (с 1% до 1,5% доли рынка), считают эксперты сети сервисных офисов Space 1. По их мнению, карантин стал триггером этого процесса и падение рынка обернулось перераспределением спроса в пользу гибких офисов: арендаторы, отказывающиеся после снятия самоизоляции от жестких условий классической аренды, ищут новые площадки с более гибкими условиями.

«Сервисные, или flex-офисы, – это новый гибкий формат аренды, напоминающий каршеринг в мире недвижимости. Это офисы, полностью готовые к въезду арендатора, со всеми сервисами, включенными в ставку аренды. За одну-две недели их можно быстро адаптировать под потребности клиента, при этом на него не лягут капитальные затраты на ремонт и мебель, – говорит исполнительный директор Space 1 Павел Федоров. – Главное отличие flex-офисов от классической аренды в том, что они сдаются на меньшие сроки – от 1,5 до 3 лет, а площадь арендуемого пространства, как и количество рабочих мест, можно быстро изменить, увеличить или сократить в зависимости от нужд клиента. В ожидании второй волны «коронавирусного» кризиса арендаторы не спешат вступать в долгосрочные отношения, работать же, даже с учетом перехода некоторого количества сотрудников на удаленку, все равно где-то нужно – офис как физическое пространство по-прежнему необходим. Поэтому даже классические арендодатели сейчас задумались о строительстве таких офисов».

Первая после карантина «гибкая» площадка на 4600 кв. метров класса А открылась в Москве 9 июля 2020 года по адресу Арбат, дом 10, в бизнес-центре «Мидланд Плаза». Три этажа (3-й, 5-й и 6-й) гибких офисных пространств «Space 1 Арбат» позволят разместить здесь от 650 до 700 рабочих мест стоимостью от 38 тыс. рублей в месяц с НДС за каждое. Всего предусмотрено 12 отдельных офисных блоков разной вместимости – от 27 до 105 рабочих мест из расчета 6–8 кв. м на сотрудника. По желанию арендатора дистанция между ними может быть увеличена или сокращена – инженерные и IT-коммуникации изначально спроектированы с учетом будущих трансформаций. Каждый этаж можно также арендовать целиком или частично.

Вид из окон на Старый Арбат по достоинству оценили арендаторы из активно развивающихся отраслей, привлекающие к себе кадры, которым небезразличны качество и уровень комфорта офиса. Это компании из IT-отрасли, финансового сектора и производственники – первые заселения пройдут в начале августа. В самом БЦ «Мидланд Плаза» работают торговая галерея, фитнес-клуб, кафе, так что привычные удобства позволят арендаторам чувствовать себя как дома. Есть и велопарковка: учитывая загруженность дорог в центре города, все больше людей отдает предпочтение вело- и мототранспорту. Для комфорта арендаторов предусмотрены также душевые.

Компаниям, выбравшим flex-форматы, не нужно думать о бытовых вопросах или эксплуатационных расходах, последние включены в стоимость аренды, как и все «расходники», включая кофе-пойнты с барными стойками и многофункциональные устройства с сервисом печати и сканирования документов. На третьем этаже есть большой зал для конференций, вмещающий до 50 человек, доступный по предварительному бронированию. В каждом офисе обязательны зоны ресепшн, гардеробная, кухня, переговорные, раздельные санузлы, кабинеты – их расположение и количество согласуются с заказчиком и трансформируются по его желанию с возможностью увеличения количества рабочих мест без изменения стоимости.

С учетом требований информационной и физической безопасности все блоки изолированы и оборудованы системой контроля доступа и камерами видеонаблюдения. Попасть во все офисы можно с помощью нашего мобильного приложения Space 1. Оно обеспечивает бесконтактный вход, а также заказ пропусков, общение с администратором и helpdesk.

«Каждое рабочее место обеспечено высокоскоростным интернетом, передающимся не только через Wi-Fi, но и Ethernet, – подчеркнула руководитель отдела продаж Space 1 Мария Кабанова. – Столы оснащены беспроводными зарядками для смартфонов, встроенными USB-розетками, а переговорные комнаты оборудованы Bluetooth конференц-системами и современными телевизорами с возможностью беспроводного подключения устройств. Предусмотрены как общая серверная, так и кроссовые комнаты на этажах. Каждый арендатор, независимо от количества арендуемых мест, получает полную информационную автономность посредством выделенных сетей на технологиях CISCO».

Сегодня все больше компаний ищут новые помещения, пытаясь оптимизировать расходы и пространства, не отказываясь при этом от современных технологических «привычек». «Спрос на гибкие офисы будет только расти, – уверен Павел Федоров, – поэтому до конца года Space 1 планирует открыть в Москве еще три гибких офисных пространства общей площадью 6400 кв. м». В целом же по рынку до конца года, по оценкам эксперта, в столице появится еще до 50 000 кв. метров гибких офисных пространств

Материал предоставлен - Ксения Ерохина