16.06.2007

Жизнь в небоскребах: проблемы и прогнозы

За последние 10 лет в Москве построено около 20 высотных зданий (более 30 этажей). К 2015 году их число планируется довести до 60. Всего же в Генплане 155 таких зданий.

В одном флаконе

Как утверждают опрошенные "Газетой.Ru" специалисты, оправдавшее себя во всем мире применение небоскребов – офисное и гостиничное. Однако в Москве акцент сделан на многофункциональные комплексы – в одном небоскребе планируется размещать и жилье, и офисы, и торгово-развлекательные заведения. Считается, что живя в таком доме, человек сможет удовлетворять свои ежедневные потребности, не выходя на улицу. Между тем, по мнению профессора Московского государственного строительного университета Татьяны Маклаковой,

объединение имеющих совершенно разные функции жилых и административных зданий создает неудобства и жильцам, и бизнесу и, кроме того, осложняет их проектирование и эксплуатацию.

Как рассказала Татьяна Маклакова "Газете.Ru", европейская практика урбанизации допускает объединение на одной территории жилья, места приложения труда, торговых и транспортных учреждений. Но при этом четко разграничиваются жилая и административно-деловая зоны (причем деловая зона, как правило, повышенной этажности, а жилая – средней).

Кроме того, считает госпожа Маклакова, высотное строительство очень затратно, и экономического эффекта здесь быть не может – для города это своего рода "плата за престиж". Поэтому в крупнейших столицах мира небоскребы строят концентрированно на территориях деловых и административных зон. "Если же в Москве, как это предусмотрено Генпланом, "расставить по одному торчащему зубу-небоскребу" в разных местах города, это обойдется безумно дорого и ничего ему не даст, – говорит Татьяна Маклакова. – Вокруг таких домов возникнет дополнительная транспортная нагрузка, а рабочих мест для жильцов тут все равно не будет".

"Элитное жилье"

По мнению академика Российской академии строительных наук, автора двух российских городов Юрия Бочарова, жилых небоскребов не должно быть в принципе. Максимальная приемлемая высота для человеческого жилья – высота дерева (5--8 этажей). Выше начинаются существенные изменения давления, а вместе с ними болезни и психозы, по которым на Западе уже собрана внушительная статистика. "Во всем мире жилые высотки стоят пустыми, или их используют в социальных целях, селят неимущих, – рассказал Юрий Бочаров "Газете.Ru". – Состоятельные люди не селятся с семьями в небоскребах. В них они покупают представительские апартаменты, а детей растят на земле".

Тем не менее, в Москве новые высотки рекомендуют, как "элитное жилье". Как считают ученые, расплачиваться своим здоровьем за сомнительный престиж горожане начнут уже через несколько лет. По мнению директора Московского центра "Видеоэкология", доктора биологических наук Василия Филина,

вредно жить не только в самом небоскребе, но даже вблизи него.

"Я не архитектор и не берусь обсуждать современный московский стиль, но с позиций видеэкологии могу сказать, что московские градостроители нередко допускают действительно вредные для здоровья горожан ошибки, – говорит господин Филин. – Например, пресловутое увлечение "доминантами". Раньше такими доминантами были храмы. Теперь же в разных концах города и даже в центре, строится все больше жилых домов выше 20--22 этажей".

По его мнению, подолгу смотреть на такие дома небезопасно – их монотонные плоскости способны провоцировать эпилептоидные состояния, вызывают близорукость и косоглазие у детей. "Глаз не любит элементы небоскребов – это очень неблагоприятная визуальная среда, – считает ученый. – Жить рядом с ними – постоянный стресс. И частые спутники жизни обитателей больших городов – депрессия, хроническая усталость, озлобленность, агрессивность – в значительной мере обусловлены тем, на что мы вынуждены смотреть".

Кроме того, жизнь в небоскребе – очень дорогое удовольствие.

По словам Юрия Бочарова, уже 15--20-этажный дом обходится в эксплуатации значительно дороже девятиэтажки. А с добавлением новых этажей добавляются и новые проблемы в виде дополнительных лифтов, насосных станций, аварийных электроподстанций, вентиляционных систем. "Те, кто сейчас покупают жилье в башнях, поймут это позже, когда прекратятся дотации на электроносители, и цены за обслуживание высотных зданий моментально и многократно повысятся", – считает господин Бочаров.

Соломка под небоскреб

Программой "Новое кольцо Москвы" предусмотрено строительство 35--45-этажных жилых комплексов. Авторы уверяют, что, остановившись на отметке в 50 этажей, можно обеспечить комфорт и безопасность жителей.

Согласны с этим и ученые-проектировщики. По мнению директора по научной деятельности Центрального научно-исследовательского и проектного института жилых и общественных зданий (ЦНИИЭП жилища) Юрия Граника, высотное здание может успешно противостоять природным и техногенным воздействиям без потери общей несущей способности, в том числе и при наличии локальных разрушений. Главное при этом – правильно спроектировать и принять те меры безопасности, которые требуются в конкретных условиях.

"Высотные здания можно строить в любых условиях, – считает ученый. – По всему миру насчитывается уже несколько десятков тысяч таких зданий. В Тайване с его 9-бальной сейсмикой и ураганами, на песке в Арабских Эмиратах, в расположенном в лагуне Чикаго". По его словам, безопасность высоток обеспечивается правильным выбором конструктивной системы, применением мер против прогрессирующего обрушения, специальными техническими приемами, огнестойкостью, сейсмичностью, использованием соответствующих материалов. И, разумеется, грамотной эксплуатацией зданий.

Старые СНиПы предусматривали высотность не более 25 этажей. Сейчас в Москве создан новый нормативный документ для строительства высотных зданий, предъявляющий повышенные требования к комплексной безопасности – "соломку" в нем, по словам Татьяны Маклаковой, постарались подстелить подо все. Хотя сами авторы новых московских городских строительных норм (а это 20 научно-проектных организаций Москвы), не имевшие опыта строительства высоток, настояли на том, чтобы эти нормы считались временными, многие специалисты считают, что перестраховочных запасов в них даже больше, чем в любом мировом нормативном документе.

Проблема в другом. Как считает Юрий Бочаров, в небоскребе даже незначительная бытовая проблема превращается в катастрофу.

По его словам, даже при непродолжительном отключение электричества жители верхних этажей становятся заложниками здания – лифты не работают, а лестницы на такое количество людей не рассчитаны. Возникает давка, паника, жертвы. Что уж говорить про пожар, когда прорваться вниз нет возможности, пожарные лестницы высоко не достают, и остается надеяться разве что на вертолет.

"Тромб на дороге"

По образному сравнению Юрия Бочарова, любая высотка – "тромб на дороге". Тем более в Москве с ее многочисленными узкими улочками, рассчитанными на гужевой транспорт. Так, район "Москва-Сити", по его мнению, уже через несколько лет ожидает гигантская хроническая пробка. "Шоссе там идет только с севера на юг, а должно быть ещё с запада на восток. В этом месте нужны развязки и дублеры, но делать их не хотят – дорого", – говорит он.

Как считает ученый, реализация Генплана, в котором заложено резкое повышение плотности застройки города, приведет к полному параличу движения в столице.

И тогда, по его мнению, уже не спасет ни третье транспортное кольцо, ни четвертое. "Мы и сейчас уже на третьем месте по плотности населения в мире после Шанхая и Монако, – говорит господин Бочаров, – а за следующие 20 лет планируется увеличить городскую застройку еще на 70%. При том что площадь улиц и дорог вырастет всего на 3%. Если это и пойдет кому-то на пользу, то только застройщикам".

gazeta.ru

Тема:
  • Недвижимость России