04.11.2009

Проектировщики будут самостоятельно устанавливать нормативы на добровольной основе?

Количество саморегулируемых организаций в области проектирования в России на сегодняшний день достигло 37 штук, заявил в рамках круглого стола, посвященного отмене гослицензирования в проектировании и строительстве и тому, смогут ли СРО проектировщиков обеспечить безопасность и качество зданий, руководитель аппарата Национального объединения проектировщиков, генеральный директор Гильдии архитекторов и проектировщиков Александр Першин.

"Проектировщикам сегодня дают возможность самим формировать те критерии, по которым они должны жить. И легитимность деятельности той или иной проектной организации действительно зависит от того, в какую саморегулируемую организацию они пошли", – подчеркнул он.

В то же время, указал Першин, в отдельные СРО очень легко вступить, что является определенным искусом для проектных организаций.

"Можно легко и уйти вместе с той проектной документацией, которую ты будешь делать – окажется, что твоей саморегулируемой организации попросту нет, не стало ее. И вся деятельность проектной организации становится нелегитимной", – отметил он.

Глава аппарата Национального объединения проектировщиков также указал, что его очень беспокоит нормативная база в области саморегулирования проектирования в РФ.

"Объектом саморегулирования является тот перечень видов работ, который влияет на безопасность и под который выдаются допуски на выполнение тех или иных работ. Перечень очень серьезно требует трансформации", – сказал он.

В свою очередь первый заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Александр Панов подчеркнул, что в основу регулирования строительной сферы законодатели положили риски репутационного характера.

"Мы сознательно пошли таким революционным путем, для того, чтобы не было кривотолков. Для того, чтобы не только коррупционную составляющую постараться минимизировать, но и цивилизованные отношения поставить в основу", – сказал он.

По словам Панова, все регулирование в области проектирования в РФ делится на несколько блоков – два технических регламента (о безопасности зданий и сооружений и о безопасности строительных материалов), другие регламентные нормативные правовые акты и саморегулирование.

Советник же генерального директора Росатома Виктор Опекунов обратил внимание на пробел в российском законодательстве в сфере регулирования проектных работ по атомным объектам.

"Продекларировав в законе эту категорию объектов, признав, что они особо опасные, технически сложные и уникальные и требуют особого внимания, мы порвали цепочку правовой конструкции: регулирование допуска к этим объектам до конца не определено ни законом, ни подзаконными нормативными актами", – подчеркнул он.

По мнению Опекунова, опасным может быть разделение СРО на проектные, строительные и изыскательские.

"Мы говорим, что энергоблок ядерный должен эксплуатироваться 60 лет. Вот 60 лет – это непрерывная дальнейшая работа по его сопровождению, модернизации, реконструкции, капитальному ремонту, продления срока и так далее, и до снятия и вывода объекта с эксплуатации. Снятие с эксплуатации и оставление после себя зеленой лужайки так называемой, то есть экологическое восстановление территории. Это единый цикл, когда на протяжении всего цикла все создатели объекта, включая научного руководителя этого объекта, проектной организации, изыскателя, – все ведут этот объект, сопровождают его", – указал он.

Он предложил в законодательном порядке позволить создавать так называемые комплексные СРО, которые "сами изыскивают, сами проектируют, сами строят".

"Ничего предосудительного в этом нет, но есть логика жизни, которая требует. Кстати, взять ту же Саяно-Шушенскую ГЭС – получилось, что когда станция абстрагировалась от всего этого шлейфа, который создавал ее, где-то, может быть, на середине жизненного цикла этого объекта, даже чуть раньше, произошла такая колоссальная катастрофа, которая, по существу, объект ликвидировала", – пояснил эксперт.

Наконец, первый заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации, оценки соответствия Андрей Лоцманов констатировал, что наиболее актуальным вопросом для всей стройотрасли РФ является принятие строительных регламентов, поскольку благодаря им станет возможной стандартизация в строительстве на новом уровне.

"Но парадоксом остается то, что и сегодня в законе, во всех статьях, где упоминаются стандарты или своды правил, первым словом, первым определением этих документов стоит слово "добровольный". Вы знаете, я не соглашусь поехать на лифте, если требования к его тросу будут добровольными", – заявил он.

Лоцманов отметил, что, по примеру Франции, где наряду с директивами и добровольными стандартами существует 300 стандартов прямого действия, в России сегодня надо четко разделить стандарты и своды правил обязательного применения, имеющие отношение к безопасности, и добровольные.

"То есть нам надо сегодня устранить двусмысленность в законе о техническом регулировании", – резюмировал он.

По материалам  РИА Новости

Тема:
  • Недвижимость России