17.01.2019

Почему в Москве рекордно низкий объем ввода торговых площадей в 2018 г?

Продолжаем подводить итоги 2018 года и строить прогнозы на 2019-й; в фокусе – рынок торговых центров Москвы, где на фоне переноса 60% заявленных на год площадей объем ввода приблизился к историческому минимуму.

Из интересного

  •     На 2019 год заявлено 289 тыс. кв. м торговых центров, и в случае реализации всех проектов объем ввода вырастет в 2,3 раза.
  •     Доля свободных площадей снизилась за год с 6,2% до 5,2% - минимума за пять лет. В 2019 году ожидается небольшой рост показателя (до 5,8%) при вводе всех заявленных ТЦ.
  •     Активность выхода новых международных брендов снизилась: только 30 зарубежных ритейлеров открыли свои дебютные точки в России в 2018 году против 48 новичков в 2017-м; это минимум за шесть лет. Правда, и ушло меньше, чем годом ранее: семь против девяти.
  •     На фоне ограниченного предложения площадей и конкуренции среди ритейлеров появляется все больше коллабораций, а известные бренды выводят свои новые форматы.

Подробности

Согласно данным компании JLL, в 2018 году в российской столице было введено 123 тыс. кв. м торговых центров, что является одним из исторических минимумов. Так, объем строительства 2018 года лишь на 2,8 тыс. кв. м превышает абсолютный антирекорд 2012 года.

Новое предложение 2018 года сформировано открытыми в 1-м полугодии

  •  ТРЦ «Каширская Плаза» (71 тыс. кв. м), 
  • ТРЦ «Миля» в Жулебине (19 тыс. кв. м), 
  • ТЦ «Петровский» (8,5 тыс. кв. м), 

а также начавшими работу в 4-м квартале торговыми центрами 

  • «Арена плаза» (17 тыс. кв. м)
  •  и «Краснопрудный» (около 7 тыс. кв. м).

Низкий показатель ввода является следствием переноса на 2019 год целого ряда объектов, которые изначально были заявлены на прошедший год. Среди них ТЦ «Остров мечты», ТПУ «Рассказовка», ТЦ «Галеон», 2-я очередь ТЦ «Смоленский Пассаж» и несколько локальных объектов от ADG group.

В результате в 2019 году ожидается ввод 289 тыс. кв. м качественных торговых площадей, что в 2,3 раза превышает новое предложение 2018 года. Этот объем будет сформирован в основном за счет площадей торговых центров «Саларис» и «Остров мечты»: на них придется 61% ожидаемого годового показателя.

  • «На фоне ограниченного предложения качественных торговых площадей и усиления конкуренции за покупателей в 2018 году на рынке усилился тренд объединения различных услуг и товаров в единое пространство. Идет активная коллаборация форматов и концепций: кафе и магазинов, коворкингов и кафе, магазинов и детских комнат, развлечения и образования и так далее, – комментирует Екатерина Земская, руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL. – Помимо этого, хорошо известные на рынке бренды активно тестируют новые форматы. Например, чтобы быть ближе к покупателям, в 2018 году ИКЕА открыла первые в России магазины компактного формата – дизайн-студии –  сначала в ТЦ “Авиапарк”, а затем и в ЖК “LIFE-Ботанический Сад”».

В результате низкого объема ввода и нехватки качественных торговых площадей доля свободных площадей в ТЦ Москвы продолжила снижаться. По итогам 2018 года вакантность упала до минимальных за последние пять лет 5,2%. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года показатель снизился на 1 п.п.

  • «Сокращение уровня вакантности в течение прошедшего года происходило в первую очередь за счет снижения количества свободных площадей в таких торговых центрах, как “Мозаика”, “Рига Молл”, “Бутово Молл”. Кроме того, высокую динамику заполняемости в 2018 году демонстрировали новые объекты, построенные после 2016 года. К примеру, в ТРЦ “Ривьера” доля свободных площадей за 2018 год снизилась с 8% до 3%, а в ТРК “Vegas Кунцево” – с 15% до 8%», – отмечает Оксана Копылова, руководитель аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL.

В 2019 году с учетом ожидаемого ввода торговых площадей уровень вакантности, по прогнозу аналитиков компании JLL, вырастет незначительно – до 5,8%

Активность выхода новых международных брендов снизилась в 2018 году: только 30 зарубежных ритейлеров открыли свои дебютные точки в России против 48 новичков в 2017-м. Достигнутый показатель стал минимальным за шесть лет. При этом семь ритейлеров покинули российский рынок за год по сравнению с девятью уходами в 2017 году.

Большинство брендов, появившихся на российском рынке в 2018 году, представляют премиум-сегмент (53%), тогда как в предыдущем году доминировали новички среднего класса с долей 46% в общем объеме; в 2018-м на средний сегмент пришлось 40% дебютов. Среди открытий 2018 года стоит выделить первые монобрендовые магазины That's Living, COS, Karl Lagerfeld, Coach.

В 2019 году российский рынок ждет ряд крупных иностранных брендов, в том числе американский DreamPlay, который планирует открыть в Москве первую зону развлечений в ТЦ «Авиапарк». Также ожидается выход в Россию китайских ритейлеров – молодежной одежды Urban Revivo и спортивной одежды Li Ning. Кроме того, на 2019 год заявлено возвращение в Россию fashion-оператора Mеxx

Обзор подготовила Наталья Копейченко (JLL), Associate Director, Head of PR

Тема: