28.04.2018

Итоги 1-го квартала на рынке торговых центров Москвы

Интересные факты о Торговых центрах

  •     Всего один ТЦ открыт в столице за первые три месяца года; таким образом, было введено 19 тыс. кв. м из запланированных на год 173 тыс. кв. м.
  •     Доля вакантных площадей снизилась за квартал с 6,2% до 6,0%. Более высокая динамика показателя наблюдалась в ТЦ, открытых за два последних года, – с 14% до 12,6%.
  •     В 2019 году ввод ТЦ в Москве может увеличиться до 486 тыс. кв. м, при этом половину показателя формируют анонсированные проекты ADG group на месте советских кинотеатров.
  •     11 новых зарубежных брендов вышло на российский рынок, большинство из них – fashion-ритейлеры.

Рассматриваем подробности

По данным компании JLL, в целом по рынку торговой недвижимости Москвы доля свободных площадей снизилась с 6,2% до 6,0% за 1-й квартал 2018 года. В то же время в торговых центрах, запущенных в 2016-2017 годах, показатель сократился более значительно – с 14% до 12,6%. Именно эти объекты сформировали половину поглощения торговых площадей в Москве в начале года.

  • «Хотя ритейлеры сохраняют фокус на уже работающих ТЦ со сформированным покупательским потоком, логично, что наибольшую динамику заполняемости демонстрируют именно новые проекты, – комментирует Екатерина Земская, руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL. – В 2014-2015 годах типичный уровень свободных площадей на момент открытия ТЦ составлял 25-30%; и только через два года объекты стабилизировались и показатель вакантности уменьшался в два раза. Торговые центры 2016-2017 годов при аналогичной доле свободных площадей на момент открытия демонстрировали более быстрые темпы заполняемости: объем свободных площадей в них сократился вдвое за один год. Таким образом, снижение ввода проявляется не только в низкой доле свободных площадей, но и в сокращении сроков экспозиции качественных новых проектов».

В 1-м квартале 2018 года в Москве введено 19 тыс. кв. м: был открыт всего один качественный торговый центр «Миля» в Жулебине. Стоит отметить, что в течение первых трех месяцев 2016-2017 годов торговые центры в столице не вводились.

Динамика вывода на рынок новых площадей продолжает оставаться низкой в том числе из-за доминирования в структуре нового предложения торговых центров небольшого формата (до 20 тыс. кв. м). Всего на 2018 год заявлено 173 тыс. кв. м торговых площадей, что лишь на 12% больше результата 2017 года. 

  • При этом 41% объема ожидаемого ввода сформировано одним объектом – ТРЦ «Каширская Плаза» (71 тыс. кв. м). 

Также в числе анонсированных проектов:

  •  ТЦ в составе ТПУ «Рассказовка» (19 тыс. кв. м), 
  • 2-я очередь МФК «Смоленский пассаж» (18 тыс. кв. м), 
  • «Арена плаза» (17 тыс. кв. м), 
  • «Галеон» (14 тыс. кв. м). 
  • Кроме того, на текущий год заявлено открытие первого ТЦ сети районных торговых центров компании ADG group – на месте бывшего кинотеатра «Ангара» (7 тыс. кв. м).

В 2019 году объем нового строительства может увеличиться до 486 тыс. кв. м. Среди крупнейших проектов следующего года:

  • ТРЦ «Саларис»
  • ТЦ «Остров мечты». 
  • Около половины (47%) в заявленном объеме ввода занимают проекты ADG group; компания планирует завершить реконструкцию большинства советских кинотеатров именно в будущем году.

Российский рынок продолжает привлекать новые зарубежные бренды, которые предпочитают открывать свои первые магазины в успешных торговых центрах для минимизации рисков. Всего за 1-й квартал 2018 года на российский рынок вышло 11 иностранных игроков, что сопоставимо с соответствующим периодом предыдущего года, когда на рынке появилось 10 новых брендов.

Большинство новых игроков являются fashion-ритейлерами (73%).

Обзор подготовила Наталья Копейченко, JLL

Тема: